Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хиндемит пауль

Энциклопедический словарь

Хи́ндемит Пауль (Hindemith) (1895-1963), немецкий композитор, альтист, дирижёр, музыкальный теоретик. Гастролировал, в том числе как участник квартета Л. Амара. В 1938-39 и с 1953 жил в Швейцарии, в 1940-52 - в США. Один из крупнейших композиторов XX в., ведущий представитель немецкого неоклассицизма. Оперы (всего около 10), в том числе «Художник Матис» (1938), «Гармония мира» (1957), симфонии, концерты, в том числе для альта с оркестром (1935), камерно-инструментальный ансамбли, в том числе квартеты, для фортепьяно - 3 сонаты, цикл «Ludus tonalis» (1942), хоровые сочинения, вокальный цикл «Житие Марии» (2-я ред., 1948). Автор учения о композиции (т. 1-3, 1937-70).

* * *

ХИНДЕМИТ Пауль - ХИ́НДЕМИТ (Hindemith) Пауль (1895-1963), немецкий композитор, альтист, дирижер, музыкальный теоретик. Гастролировал как участник квартета Л. Амара (в том числе в России). В 1920-е годы ведущий представитель немецкого неоклассицизма (см. НЕОКЛАССИЦИЗМ) . Оперы «Кардильяк» (1926), «Художник Матис» (1938), «Гармония мира» (1957), балеты, симфонии и камерные произведения, оратории.

Энциклопедия Кольера

ХИНДЕМИТ Пауль (Hindemith, Paul)

ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ в окружении репортеров.

ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ в окружении репортеров.

(1895-1963), немецкий композитор и педагог, с начала Второй мировой войны живший в США. Родился 16 ноября 1895 в Ханау, учился там же в Высшей музыкальной школе у А. Мендельсона и Б. Зеклеса. Во время учения проявил выдающиеся исполнительские способности и был принят скрипачом в оркестр Франкфуртской оперы (концертмейстер скрипок, 1915-1923). Выдающийся альтист, он с 1922 по 1929 играл в известном Квартете Амара. Хиндемит рано обратился к композиции, и на его музыку сразу же обратили внимание. Уже к 1925 он был признан выдающимся современным немецким автором, и его сочинения исполнялись на всех крупных фестивалях. С 1927 по 1937 Хиндемит преподавал композицию в берлинской Высшей музыкальной школе, но в 1934 нацисты заклеймили искусство Хиндемита как "большевистское" и исполнение его сочинений было запрещено. В течение трех последующих лет композитор продолжал работать под сильным политическим давлением, а затем прекратил педагогическую деятельность в Германии, откликнулся на предложение Мустафы Кемаля Паши и занялся организацией музыкальной жизни в Турции. В 1940 Хиндемит эмигрировал в США и преподавал композицию в Йельском университете. В 1953 вернулся в Европу, приняв приглашение Цюрихского университета. С 1955 Хиндемит делил свое время между педагогикой и дирижированием. Умер Хиндемит во Франкфурте-на-Майне 28 декабря 1963.

Музыка. Обширное по объему творчество Хиндемита отличается многосторонностью. Его ранние сочинения, относящиеся главным образом к камерно-инструментальным жанрам, отражают антиромантическую тенденцию, характерную для немецкого искусства в период после Первой мировой войны. Однако в зрелом стиле композитора резкость диссонансов и тональная неопределенность в значительной степени смягчаются. В 1927 Хиндемит начал свой вполне удавшийся творческий эксперимент: он обратился к сочинению т.н. Gebrauchsmusik - бытовой музыки для школьного и домашнего музицирования; среди произведений этого рода можно выделить оперетту Туда и обратно (Hin und zurck, 1927). Симфония Художник Мтис (Mathis der Maler, 1934), основанная на темах одноименной оперы Хиндемита, обозначила новое стилистическое направление, характерное для позднего периода творчества композитора. Вполне тональная, насыщенная умеренно диссонантным контрапунктом, симфония может служить отличной иллюстрацией к теории композиции, изложенной автором в его Руководстве по музыкальной композиции (Unterweisung im Tonsatz, 1937-1970). Теория Хиндемита не порывает радикально с классической, а является ее логическим продолжением, и этим объясняется значительное влияние учения на современных музыкантов. Идеи, заявленные в первой книге, получили развитие в последующих трудах автора: Упражнения в двухголосии (1941), Традиционная гармония (1943, вторая редакция - 1946) и Элементарная теория для музыкантов (1946). Мысли Хиндемита о музыке и музыкантах нашли яркое отражение в его книге Мир композитора (A Composer's World, 1952), в основе которой лежат лекции, прочитанные в Гарвардском университете в 1949-1950. Хиндемит написал также интересный очерк об И.С.Бахе (1950). Наиболее значительными среди крупных сочинений Хиндемита зрелого периода являются оперы Кардильяк (Cardillac, 1926, вторая редакция 1952) и Новости дня (Neues vom Tage, 1929, вторая редакция 1953), вокальный цикл Житие Марии (Das Marienleben, 1922-1923, вторая редакция 1936-1948), соната для скрипки и фортепиано ми мажор (1935), 3 фортепианных сонаты (1936), скрипичный концерт (1939), симфония in Es (1940), Симфонические метаморфозы тем Вебера (1943), масштабный фортепианный цикл Игра тональностей (Ludus tonalis, 1942), реквием на стихи Уитмена (When Lilacs Last in the Dooryard Bloomed, 1946), Sinfonia Serena (1946), Концерт для валторны с оркестром (1949), Симфония для духового оркестра (1951), кантата Ite, Angeli Veloces для солистов, хора, оркестра и ансамбля духовых (1955) и симфония Гармония мира (Die Harmonie der Welt, 1951) по мотивам одноименной оперы, законченной в 1957.

ЛИТЕРАТУРА

Левая Т.Н. П. Хиндемит: Жизнь и творчество. М., 1974 П. Хиндемит: Статьи и материалы. М., 1979

Полезные сервисы